#Развитие добровольчества и содействие патриотическому воспитанию как задачи гражданского общества
Важным показателем гражданской активности и стремления людей участвовать в совместных проектах выступает развитие добровольчества, т. е. бескорыстной индивидуальной или коллективной деятельности в общественно полезных целях на благо других людей или общества в целом.
В этой сфере мы наблюдаем кардинальное изменение общественных стереотипов. Если в 2013 году всего три процента россиян причисляли себя к волонтерам, то сегодня, спустя всего шесть лет, уже 17% россиян заявляют о том, что являются волонтерами, а каждый третий имеет опыт волонтерской деятельности. Почти все население страны – 88% ‒ одобряет волонтерскую деятельность. Проведенный в 2018 году в России Год добровольца позволил волонтерскому движению закрепить свой статус на государственном уровне и вовлечь еще больше граждан в добровольчество. Волонтерские организации сегодня активно взаимодействуют с федеральными и региональными властями.
В конце 2018 года была утверждена Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, а летом 2019 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, а также план мероприятий по популяризации добровольчества, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и благотворительности72.
Общественная палата приняла активное участие в разработке и обсуждении документа, в первую очередь на базе Координационного совета по добровольчеству при Общественной палате. Большая часть предложений Общественной палаты была учтена.
Документ определяет 95 шагов (пунктов) по анализу и снятию барьеров, препятствующих деятельности волонтеров, запуску образовательных программ и программ поддержки отраслевого волонтерства в здравоохранении, социальной защите, культуре, экологии и других областях. В ходе обсуждений представители волонтерского сообщества говорили о том, что не все благополучно с допуском волонтеров в различные организации, с достижением взаимопонимания между администрацией различных учреждений социальной сферы и волонтерами. Для решения этого вопроса будут разработаны методические рекомендации и типовые документы для сотрудников государственных учреждений, чтобы им стало понятно, каким образом выстраивать взаимодействие с волонтерами.
Еще одной мерой поддержки волонтеров в Общественной палате Российской Федерации выступает конкурс «Доброволец России ‒ 2019», заявочная кампания которого завершилась 30 июня. На главное волонтерское событие поступило рекордное количество заявок, 28 144 проекта от активистов со всей страны. В этом году грантовый фонд конкурса составляет 45 млн руб.
В регионах с ростом интереса к добровольчеству активно развиваются волонтерские ресурсные центры, наиболее востребованными услугами которых являются финансовая поддержка, обучение, информационная поддержка в СМИ и Интернете, предоставление помещений для участников добровольческой деятельности73.
В нашей стране проводится большая работа по развитию международного волонтерства. Так, волонтеры-спасатели участвуют в поддержке спасательных и гуманитарных операций за рубежом. Они сталкиваются с такой серьезной проблемой, как получение быстрой визы. Волонтерам необходимо в кратчайшие сроки прибыть к месту чрезвычайного происшествия. Общественная палата считает необходимым наладить механизмы получения виз для волонтеров-спасателей и урегулировать законодательную базу в этом вопросе. Российским волонтерским организациям требуется правовая поддержка, чтобы они не боялись при осуществлении своей деятельности попасть под статус НКО — иностранного агента. Общественная палата предлагает увеличить срок действия российской визы для иностранных волонтеров, работающих в России, с трех месяцев до одного года. Такие люди, добровольно и безвозмездно помогающие российским гражданам, могут претендовать на льготы при получении российского гражданства.
Знаете ли Вы о деятельности ресурсных центров для НКО в Вашем регионе?
Источник: Общественная палата Российской Федерации74
Данные об осведомленности участников форума «Сообщество» о деятельности ресурсных центров75
Корпоративное волонтерство — одна из форм участия бизнеса в решении социальных задач, направленных в том числе на снижение неравенства в обществе. Эта сфера весьма разнообразна. Компании могут работать с конкретным фондом или участвовать в отдельных благотворительных акциях; популярные сейчас благотворительные забеги и марафоны — это тоже вид корпоративного волонтерства. Волонтерской деятельностью является участие сотрудников компаний в просветительской работе и адресной помощи нуждающимся. В настоящее время эта сфера развита в основном на крупных предприятиях, но потенциал есть и в небольших и средних компаниях. Важным направлением работы Общественной палаты в этой сфере является разработка Стандарта корпоративного волонтёрства76, который призван помочь добровольчеству на предприятиях малого и среднего бизнеса. Это некое «меню» из мер, которые компания может принять, чтобы успешно внедрить корпоративное добровольчество.
По мнению членов Общественной палаты, патриотическое воспитание наряду с развитием добровольческих практик остается одним из важнейших направлений государственно-общественного диалога. Комиссия ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей провела ряд опросов, которые показали, что ключевыми ценностями наши граждане считают «патриотизм, как любовь к Родине», «чувство долга перед собой, семьей и Отечеством», «человеколюбие и справедливость». Такое распределение коррелирует с основой системы традиционных ценностей, заложенных в Стратегии национальной безопасности РФ. И, по сути, подтверждает эффективность государственной политики в этой сфере.
В связи с приближением срока окончания реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493, Общественной палатой проведен опрос, посвященный реализации государственной политики патриотического воспитания граждан в Российской Федерации. Как показывают результаты опроса, наиболее востребованными и эффективными формами патриотического воспитания являются деятельность патриотических центров (клубов), военно-спортивные игры, фестивали и конкурсы патриотической направленности, а также личный пример и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Для продолжения эффективной работы по формированию патриотического сознания граждан Общественная палата предлагает продлить действие государственной программы на 2021–2025 годы при обеспечении общественного контроля за ее выполнением и целевым расходованием выделяемых бюджетных средств.
В рамках подготовки к празднованию Года памяти и славы особое внимание было обращено к сохранению исторической памяти о подвиге советского народа, его роли в Победе над фашизмом, к противодействию фальсификации истории.
С учетом распространения в последнее время примеров искажения истории рядом зарубежных государств, подмены базовых понятий, проталкивания антироссийских исторических концепций профильные комиссии Общественной палаты Российской Федерации постоянно проводят разъяснительную работу, издают книги и брошюры, организуют круглые столы с участием ученых-историков и привлечением российской молодежи и зарубежных представителей.
Так, Общественная палата Российской Федерации издала сборник научных статей «Мюнхенский сговор: уроки для современного мира» по материалам прошедшей в стенах Палаты конференции. Круглый стол «Эволюция отношений с западными союзниками: от Нормандии-1944 к “холодной войне”», приуроченный к 75-летию открытия второго фронта в Западной Европе, собрал историков, политологов, общественных деятелей, представителей государственных институтов. В своих выступлениях участники круглого стола подчеркнули, что сегодня очевидна целенаправленная политика ряда западных стран на искажение истории. В частности, высадке союзных войск в Нормандии придается огромное значение, она представляется якобы ключевым моментом Второй мировой войны. При этом затушевывается героический вклад народов СССР в разгром фашистской военной машины.
Общественной палатой реализуется проект «Без срока давности»77. Начало было положено на площадке Общественной палаты Российской Федерации 22 февраля на круглом столе на тему «Без срока давности. Проблемы изучения и сохранения памяти жертв геноцида народов СССР на временно оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны». Кроме того, конференция «Без срока давности» проходила в Великом Новгороде, а презентация проекта прошла в рамках молодежных форумов в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.
Общественной палатой в 2019 году проводилось исследование о положении ветеранов, воевавших в рядах Красной Армии во время Второй мировой войны и проживающих в странах, где сильны тенденции к дипломатической и политической конфронтации с Россией78. Страны Европы и США, вне зависимости от отношения к России и внешнеполитической риторики, обеспечивают ветеранам СА, участвовавшим во Второй мировой войне, достойный уровень жизни, дополни-тельные льготы и средства социальной защиты. При этом в бывших республиках СССР положение ветеранов хуже, отношение к ним варьируется в зависимости от отношения к России. Так, на Украине зафиксировано множество фактов глумления над праздником Победы 9 мая, есть факты нетерпимости и физического насилия в отношении ветеранов. В Прибалтийских странах осуществляется государственная политика реабилитации фашизма. Ветераны не имеют никаких надбавок и льгот, в то время как «лесные братья», вместе с гитлеровцами воевавшие против Красной Армии, получают ежемесячные выплаты. Ситуация с обеспечением ветеранов Красной Армии в странах ближнего зарубежья и попытки фальсификации истории Второй мировой войны вызывают большое беспокойство у российского гражданского общества и требуют пристального внимания государства.
Общественная палата Российской Федерации, региональные палаты с поисковыми НКО приняли активное участие в разработке федеральной целевой программы «Создание и восстановление военно-мемориальных объектов в 2019‒2024 годах». Федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 года № 1036. Предложения и замечания Общественной палаты были учтены. При этом следует отметить, что на практике основную деятельность в сфере мониторинга состояния памятников и захоронений ведут именно общественные организации.
#Меры по развитию благотворительности и повышения уровня доверия к некоммерческим организациям
Все больше людей в России принимают участие в волонтерской деятельности, бизнес развивает собственные программы корпоративной социальной ответственности, растет значимость партнерства государства и НКО. По данным мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ, 35% взрослых граждан заявили, что добровольно без вознаграждения участвовали за последний год в каком-либо общественно полезном деле (не для помощи членам семьи или близким родственникам). При этом 31% из них делали это через организации, а 69% — самостоятельно79.
Рост интереса к благотворительности необходимо поощрять и законодательно регулировать, оберегая от мошенников. С этой целью Министерство экономического развития совместно с Общественной палатой Российской Федерации приняли Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года. Реализация этого документа должна сделать общественную поддержку благотворительной деятельности более активной, привести к росту пожертвований, повышению эффективности благотворительных программ и в конечном итоге к повышению качества жизни граждан России. В рамках концепции планируется:
- упростить процедуру получения налоговых вычетов для граждан, делающих пожертвования в пользу некоммерческих организаций;
- усилить налоговые стимулы для юридических лиц, занимающихся благотворительной деятельностью;
- содействовать развитию корпоративной благотворительности и привлечению НКО к разработке и реализации социальных программ бизнеса на конкурсной основе;
- расширить перечень организационно-правовых форм, в которых возможно создание благотворительных организаций;
- активнее привлекать участников благотворительной деятельности в различные общественные советы при органах государственной власти и местного самоуправления, а также к разработке различных нормативно-правовых актов;
- внести определенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях для борьбы с мошенниками, дискредитирующими благотворительность в целом.
Борьба с мошенничеством является особенно важной проблемой для имиджа благотворительной деятельности. На этом поле «играет» много нечистоплотных дельцов, а людям не всегда просто понять, имеют ли они дело с честными благотворителями или мошенниками. Каждый такой случай чрезвычайно токсичен, он уменьшает доверие к добросовестным фондам и дискредитирует саму систему благотворительности.
В 2019 году для более эффективной борьбы с мошенниками в сфере благотворительности и социальной рекламы силами Общественной палаты была инициирована разработка Меморандума о взаимодействии с целью предотвращения рисков недобросовестных сборов денежных средств, осуществляемых посредством распространения социальной рекламы. Необходимость в его разработке вызвана неоднократными случаями мошеннической социальной рекламы и других форм социальной коммуникации, которые транслируют призывы к сбору частных пожертвований и за которыми стоят либо не совсем добросовестные, либо совсем мошеннические люди, организации. Он нужен, чтобы снизить риски и для СМИ, которые, не всегда понимая, что такого рода сообщения могут исходить от недобросовестного источника, транслируют заведомо лживую информацию, и для граждан, которые реагируют на эмоциональные призывы и перечисляют свои средства мошенникам.
Важные подвижки произошли в сфере социального предпринимательства. 26 июля 2019 года были приняты поправки в Федеральный закон No 209-ФЗ80, которые закрепили понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Закон определяет условия отнесения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к социальному предпринимательству, отражение статуса социального предпринимателя в едином реестре субъектов МСП, а также закрепление возможных специальных форм и видов поддержки социального бизнеса. Так, в качестве базовых критериев для отнесения бизнеса к социальному выделены четыре: субъект МСП обеспечивает занятость социально незащищенных групп граждан, обеспечивает реализацию товаров (работ, услуг), производимых указанными гражданами, сам производит то-вары (работы, услуги), предназначенные для таких граждан, и/или осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества. В Общественной палате РФ состоялась серия общественных экспертиз редакций законопроекта на разных стадиях его разработки и согласования, основные положения получили поддержку общественников, были высказаны отдельные рекомендации. Практически все рекомендации Общественной палаты нашли отражение в итоговом законе.
Сферы деятельности социальных предпринимателей, %*
* По статистике Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель».
Вопросы развития социального предпринимательства занимают важное место в повестке Общественной палаты. 31 мая 2019 года в рамках Российской недели предпринимательства прошел Всероссийский форум «Социальное предпринимательство: время действовать». Главная инициатива, озвученная на форуме, — необходимость создания единой информационно-коммуникационной и практико-ориентированной площадки для социальных предпринимателей. Развитию социального предпринимательства также были посвящены специальные дискуссионные площадки на форуме «Сообщество» в Улан-Удэ 30 мая и на итоговом форуме в Москве 1 ноября 2019 года. Вопросы развития социального предпринимательства и существующих в регионах практик регулярно рассматриваются на всех площадках форума «Сообщество», посвященных вопросам развития системы оказания услуг в социальной сфере. В рамках проекта Общественной палаты РФ #РегионНКО субъекты РФ наряду с мерами поддержки СО НКО как поставщиков услуг в социальной сфере предоставляют работу по развитию социального предпринимательства.
Заинтересованность людей в проблемах благотворительности и развития гражданского общества показывает проведенный Общественной палатой фестиваль «Добрые люди». Фестиваль является местом презентации разнообразных проектов, реализуемых благотворительными фондами, общественными объединениями, гражданскими активистами, рассказывает о социальных проблемах и вовлекает граждан в их решение. Ежегодно фестиваль проводится в значимых местах столицы России, подчеркивая важность участия гражданского общества в развитии страны. Число участников фестиваля год от года растет: если в 2017 году фестиваль посетило немногим более 7 тыс. человек, то в 2019 году гостями мероприятия, проходившего в Парке имени Горького, стали до 500 тыс. человек.
«Добрые люди» находятся в партнерстве с крупнейшими благотворительными фондами и общественными организациями, в ярмарке фондов приняло участие 45 благотворительных организаций. Фестиваль знакомил жителей и гостей столицы с результатами работы успешных общественных проектов, которые помогают решать важнейшие социальные проблемы. Девиз фестиваля звучал так: «#длясебя! #длядругих! #длявсех!». В шести тематических зонах прошли десятки мастер-классов и активностей. Созданные в творческих студиях фестиваля изделия были направлены подопечным самых разных социальных учреждений России. На ярмарке фестиваля «Добрые люди» было представлено 45 благотворительных фондов. Каждый мог стать их волонтером или оказать посильную помощь, сделав пожертвование.
Важность благотворительности для развития гражданского общества трудно переоценить, ведь бескорыстная помощь ближнему — это универсальная ценность для всех цивилизаций, культур и религий. Поэтому Общественная палата Российской Федерации предлагает включить в программу воспитания в школах тему благотворительности и милосердия81. В качестве положительного примера служит Санкт-Петербург, где в благотворительной акции «Белый цветок» участвуют все школы города, проводятся «Уроки доброты», а школьники младших классов изготавливают около 70 тыс. белых цветов в поддержку тяжелобольных сверстников. Систематизировать опыт регионов сможет Общественная палата РФ совместно с Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения и по итогам — подготовить рекомендации для школ по вовлечению детей в благотворительность и социальное служение.
#Некоммерческий сектор как новая отрасль социально ориентированной экономики
Развитие некоммерческого сектора в России в последние годы отмечено разнонаправленными тенденциями. Общее количество некоммерческих организаций снижается, в то же время постепенно растет роль НКО в экономике за счет расширения поля участия НКО в оказании услуг населению в социальной сфере.
По данным реестра Министерства юстиции РФ, в России зарегистрировано более 218 тыс. НКО (в 2016 году — 223 тыс.). По сведениям региональных общественных палат, количество работающих, активных НКО не превышает 15–20% от их общего числа. В Приморском крае зарегистрировано около 3000 НКО, из них число активных, реально работающих составляет около 25082. В Ставропольском крае также зарегистрировано около 3000 НКО, из них работают на постоянной основе около 90 организаций, в том числе общества инвалидов и ветеранов войн, советы женщин, общество охраны памятников, профсоюзы83.
Штат основной части НКО не превышает пяти человек, но, например, самая большая НКО Приморского края — краевой совет ветеранов — объединяет 38 городских и районных организаций, около 700 первичных организаций с общей численностью свыше 450 тыс. человек. В краевой организации Всероссийского общества инвалидов состоит около 25 тыс. человек. НКО существенно различаются по направлениям деятельности — в их числе религиозные организации, профсоюзы, спортивные кружки. Понятно, что меры государственного регулирования и поддержки столь разных организаций должны отличаться (как это применяется в отношении коммерческих организаций). Однако такой подход медленно прививается в практике государственного управления, что может затруднять деятельность отдельных организаций. При принятии многих нормативно-правовых актов, касающихся хозяйствующих субъектов, не учитываются особенности НКО, многие из которых имеют штат в 1–2 человека и не получают постоянного финансирования. К примеру, существует законодательная норма, что директор НКО не может быть волонтером. В итоге руководители небольших НКО из числа пенсионеров автоматически теряют статус неработающих пенсионеров, прекращается индексация пенсий, хотя в своей НКО они работают безвозмездно, не получают зарплаты. Есть случаи, когда пенсионеры сами себе платят зарплату, отчисляют затем налоги для того, чтобы не нарушить законодательство.
Необходима тонкая настройка законодательства, которое бы учитывало специфику некоммерческого сектора и особенности отдельных НКО. Действующий закон о некоммерческих организациях, принятый в 1996 году, с учетом многочисленных поправок превратился в своеобразное «лоскутное одеяло» и вошел в противоречие с Гражданским кодексом РФ. Очевидно, что сегодня существует потребность в разработке нового комплексного законодательства о некоммерческом секторе. Равным образом необходимо изменить подходы к статистическому учету НКО, который должен учитывать сведения о количестве штатных сотрудников и волонтеров, к реальным направлениям деятельности и финансовым показателям. Собираемые сегодня обобщенные данные мало что говорят о положении и динамике развития некоммерческого сектора.
Важная сфера, в которой может быть задействован потенциал гражданского общества и НКО, — оказание услуг в социальной сфере. В 2019 году Общественная палата РФ подготовила специальный доклад «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере», который позволил высветить как достижения в этой сфере последних лет, так и те барьеры, которые стоят на пути дальнейшего развития сектора84.
Преимущества НКО состоят в том, что они видят конкретные проблемы человека, находятся ближе к людям, часто предлагают индивидуальный подход и уникальные методики, нигде больше не доступные. НКО не ограничены рамками отраслевой и ведомственной принадлежности, что позволяет оперативно реагировать на изменения в общественной жизни, быстрее отзываться на изменения спроса, на новые запросы и потребности получателей услуг. Существуют сферы, где достичь заметных изменений без привлечения некоммерческих организаций просто невозможно. Это, например, профилактика социально опасных заболеваний, приобщение граждан к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой, сопровождаемое проживание и занятость людей с инвалидностью, организация отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
В России государство взяло курс на активное привлечение НКО к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за счет бюджета. Федеральный закон № 442-ФЗ85 заложил правовые основы для осуществления СО НКО деятельности по предоставлению социальных услуг, закрепил понятия «социальная услуга», «получатель социальных услуг» и «поставщик социальных услуг». В регионах формируются реестры поставщиков социальных услуг, реализуется программа поэтапного доступа НКО к бюджетным средствам на оказание услуг гражданам в социальной сфере.
В 2016 году был утвержден Комплекс мер, направленных на обеспечение доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Федеральным законом № 44-ФЗ86 для СО НКО установлены преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок социальных услуг.
Государство направляет значительные средства в эту сферу. На начало 2019 года в 76 субъектах Российской Федерации осуществляется финансирование СО НКО в социальной сфере (в 2018 году — 72), в 66 субъектах такая поддержка происходит на уровне муниципалитетов. В 2018 году на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в 83 регионах передано более 31 млрд руб. (в 2017 году — 24 млрд), финансирование было распределено между 4,4 тыс. СО НКО, услуги получили 22 млн человек. Эти деньги тратились на социальную защиту и социальное обслуживание, образование, культуру, охрану здоровья граждан, физическую культуру и спорт.
В то же время эти внушительные цифры не в полной мере отражают развитие собственно некоммерческого сектора. В ряде случаев поставщиками этих услуг являются НКО, реорганизованные из бывших бюджетных учреждений. Так, по сведениям Общественной палаты Забайкальского края, в регионе большая часть организаций, получивших субсидии, — это изменившие правовой статус на СО НКО государственные учреждения, такая же практика существует в Республике Башкортостан.
НКО — поставщики соцуслуг сталкиваются с определенными трудностями. Одна из главных — это тарифы и возмещение затрат, понесенных НКО, которые часто являются необоснованно низкими. Тарифы отличаются в разных регионах. В отдельных случаях происходят задержки с оплатой, невыплаты. Во многих субъектах Российской Федерации размеры компенсации не соответствуют трудоемкости услуг и не коррелируют с оплатой труда работников, оказывающих услугу, не включают административные расходы. Отчетность НКО по оказанию соцуслуг сложнее и затратнее, чем для бюджетных организаций, для которых она переведена в электронный вид.
Не менее сложная проблема — точная и грамотная квалификация той услуги, которую предоставляют НКО. Подчас в соответствующих реестрах нет многих уникальных услуг НКО, а значит, они не могут претендовать на их оказание за счет бюджетных средств. В реестр поставщиков соцусуг не могут попасть узконаправленные небольшие организации, оказывающие всего несколько услуг. Отбираются обычно крупные и разнопрофильные организации. Это лишает возможности конкурентного доступа и использования потенциала НКО в частных случаях. Позитивной является практика отдельных субъектов Российской Федерации по адаптации нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания к обеспечению конкурентного доступа СО НКО к оказанию социальных услуг. Так, перечни социальных услуг уточнены и дополнены в Сахалинской, Тульской областях.
Обеспечение стабильной работы СО НКО по оказанию услуг также существенно осложняется многомесячными задержками в оплате оказанных ими услуг. Это связано с тем, что оценка необходимого объема средств региональных и муниципальных бюджетов на оказание услуг в социальной сфере осуществляется, как правило, исходя из данных предшествующего года с учетом существующего спроса на услуги государственных и муниципальных учреждений. Появление на рынке НКО, оказывающих услуги с применением новых технологий, приводит к непрогнозируемому росту спроса, который не предусматривается при бюджетном планировании.
Другими институциональными барьерами, препятствующими участию СО НКО в оказании социальных услуг, выступают:
- недостаточная эффективность механизмов межведомственного, межуровневого и межсекторного взаимодействия по вопросам участия СО НКО в оказании услуг в социальной сфере;
- отсутствие механизмов регулярного пересмотра существующих перечней услуг и стандартов на услуги, которые не оказываются государственными (муниципальными) учреждениями;
- несовершенство конкурсных процедур в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) услуг (Федеральный закон № 44–ФЗ), существенно осложняющее участие СО НКО в таких конкурсах;
- избыточный объем отчетности СО НКО за оказанные услуги и отсутствие доступа СО НКО к информационным системам, упрощающим подачу такой отчетности.
По мнению Общественной палаты, для повышения эффективности участия СО НКО в оказании услуг в социальной сфере необходимо:
- Обеспечить формирование механизмов координации деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по развитию рынка услуг в социальной сфере с привлечением НКО и общественных палат разного уровня.
- Рассмотреть вопрос о необходимости наделения отраслевых федеральных органов власти в социальной сфере дополнительными управленческими функциями в области развития механизмов участия СО НКО в оказании услуг.
- Обеспечить методическое сопровождение со стороны профильных отраслевых федеральных органов власти деятельности региональных органов власти по вопросам развития рынка услуг в социальной сфере, вовлечения в их оказание негосударственных организаций за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Разработать методики оценки потребностей в услугах, оказываемых за счет бюджетных ассигнований, в разрезе услуг и категорий получателей.
- Обеспечить регулярный пересмотр существующих перечней услуг с учетом появления новых востребованных получателями услуг, оказываемых СО НКО.
- Разработать методические рекомендации по стандартизации и тарификации услуг, предоставляемых СО НКО, не оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
ОБЩИЙ ОБЪЕМ СРЕДСТВ, ПЕРЕДАННЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО НКО
Общий объем средств, переданных субъектами Российской Федерации СО НКО на предоставление населению услуг в социальной сфере, в 2018 году составил 31,3 млрд руб. Это более чем на 30% превышает результаты 2017 года (свыше 24 млрд рублей). Указанные средства были распределены между 4,4 тыс. СО НКО (рост + 7%), причем этими услугами воспользовались более 22 миллионов человек, что в 3,6 раз больше, чем в 2017 году.
Общий объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, фактически переданных СО НКО на оказание услуг по отраслям, %
Информация приведена по 83 субъектам, за исключением Ульяновской области и Республики Хакасия.
Сведения об общем объеме средств, переданных регионами СО НКО на предоставление населению услуг в социальной сфере87
Результаты реализации мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере в 2018 году, по отраслям.
- Усилить контроль за несвоевременным перечислением из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации финансовых средств в рамках обязательств перед НКО в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидий.
- Федеральным и региональным органам власти обеспечить цифровизацию взаимодействия с НКО, оказывающими услуги в социальной сфере, и возможность предоставления отчетности в электронной форме с использованием сети Интернет.
- Способствовать развитию компетенций сотрудников СО НКО, участвующих в оказании услуг в социальной сфере, в том числе посредством предоставления им бесплатного доступа к программам повышения квалификации работников государственных (муниципальных) учреждений.
- Рассмотреть вопрос об изменении методики подготовки регионами отчета о реализации мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере, в которой предусмотреть четкое разграничение услуг и работ.
- Повысить уровень информированности общества о реализации национальных проектов, а также обеспечить открытость и доступность информации о возможностях и способах участия в них НКО; о проводимых конкурсах на предоставление субсидий (грантов), условиях участия в них, о результатах и победителях конкурсных отборов.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и внедряют механизмы привлечения негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере. Однако есть потребность в едином законодательном акте федерального уровня, который бы обеспечил правовую регламентацию существующих практик, правил использования бюджетных средств и гарантировал единообразную правоприменительную практику. С этой целью Министерством финансов РФ подготовлен законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который позволяет решить ряд проблем. Во-первых, это введение понятия «государственный (муниципальный) социальный заказ» (объем и качество гарантированных государством бесплатных для граждан услуг в социальной сфере). Во-вторых, обязанность органов исполнительной власти ежегодно определять объем государственного (муниципального) социального заказа по конкретным услугам и способ его исполнения. В-третьих, документ гарантирует условия для конкурентного доступа государственных и негосударственных организаций к исполнению госсоцзаказа. В-четвертых, законопроектом определяются обязательства и ответственность органов исполнительной власти и исполнителей услуг.
С 1 января 2017 года вступил в силу Закон об НКО — исполнителях общественно полезных услуг88. Главный его смысл состоит в том, что тем НКО, которые оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества, может предоставляться право на приоритетное получение государственной поддержки и доступ к бюджетным средствам. Реестр СО НКО — исполнителей общественно полезных услуг ведется Минюстом России с 1 января 2017 года. В настоящее время в него включены сведения о 341 организации. С 1 января 2019 года из реестра исключено 29 организаций. С 2018 года полномочиями по оценке качества оказываемых НКО общественно полезных услуг наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а полномочиями по принятию итогового решения — также территориальные органы Минюста России в субъектах Российской Федерации. В 2019 году был облегчен процесс получения НКО статуса исполнителей общественно полезных услуг, однако он по-прежнему остается трудоемким, у НКО часто нет ясного представления о том, какие сведения должны быть представлены в органы власти для подтверждения качественного исполнения оказываемой услуги89. Остаются сложности, возникающие как у СО НКО, перед которыми стоит задача доказать свою добросовестность и обосновать качество ОПУ, так и у органов власти, оценивающих эти услуги. В частности, обязательным условием приобретения НКО статуса исполнителя ОПУ является получение заключения о соответствии качества оказания ОПУ установленным критериям качества в уполномоченных федеральных и региональных органах исполнительной власти. На практике отмечается вариативность применения органами власти, оценивающими услуги, критериев оценки качества общественно полезных услуг.
В 2019 году Минюстом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” в части совершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг». В законопроекте предлагается упростить действующий порядок приобретения статуса исполнителя ОПУ для тех СО НКО, которые надлежащим образом реализовали проект с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставляемого на развитие гражданского общества. По результатам состоявшейся в Общественной палате общественной экспертизы концепция законопроекта была поддержана, представлены предложения по устранению неопределенности его отдельных положений, касающихся порядка и критериев осуществления оценки результатов реализации СО НКО проектов с использованием гранта Президента Российской Федерации в целях присвоения им статуса исполнителя общественно полезных услуг. 21 октября 2019 года законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В редакции законопроекта, внесенной в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, замечания и предложения, включенные в заключение Общественной палаты, не учтены.
Главной проблемой остаются неопределенность преференций, которые дает НКО статус исполнителя общественно полезных услуг (ОПУ), отсутствие четких системных механизмов предоставления льгот для СО НКО — исполнителей ОПУ. В итоге многие НКО подвергают сомнению целесообразность обращения за статусом, учитывая сложность и несовершенство процедуры признания НКО исполнителем ОПУ, сопряженные с незначительностью конкретных преференций для организаций, имеющих такой статус.
В ряде регионов приняты нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление субсидий из региональных бюджетов СО НКО — исполнителям ОПУ. Так, в Московской области такие организации могут получить поддержку деятельности в сфере социальной защиты и занятости населения, в Саратовской области действует положение о предоставлении субсидий из областного бюджета СО НКО — исполнителям ОПУ в сфере здравоохранения. В Чувашской Республике выделяются субсидии из республиканского бюджета СО НКО, имеющим статус исполнителей ОПУ, осуществляющим деятельность по двум направлениям — охрана здоровья граждан и оказание бесплатной юридической помощи.
СО НКО как поставщики социальных услуг могут и должны играть важную роль в реализации национальных проектов. Вместе с тем их вовлечение в эту работу в той или иной форме прямо предусмотрено лишь в 5 из 12 национальных проектов — «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Культура». Паспорта национальных и входящих в их состав федеральных проектов не содержат конкретных предложений по формату участия СО НКО в достижении национальных целей. Наиболее активно СО НКО привлекаются к реализации НП «Культура». Так, в 43 регионах СО НКО уже привлекаются к реализации отдельных направлений региональных проектов «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»), получают субсидии и гранты из региональных бюджетов на конкурсной основе. В текущем году 19 СО НКО получили субсидии для реализации отдельных направлений национального проекта по результатам конкурсных отборов, организованных Минпросвещения России и Росмолодежью. При этом в реализации НП «Здравоохранение», «Наука» и «Экология» участие СО НКО незначительно.
Особенного внимания требует вопрос доступа социально ориентированных организаций к государственному и социальному заказу при проведении социально значимых мероприятий. Такие мероприятия создаются для общественного блага, они не предполагают получение дохода, билеты на такие мероприятия распределяются бесплатно. А раз это общественное благо, то почему в законе главным критерием в оценке заявок является цена контракта90? Необходимо внести дополнение в закон, установив, что в приоритете для выполнения задач проведения социально значимых мероприятий являются заявки социально ориентированных организаций. Главными критериями отбора заявок на проведение таких мероприятий должны быть критерии, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, среди которых: квалификация, деловая репутация, наличие опыта участников закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Для привлечения внимания к лучшим практикам некоммерческих организаций Общественная палата РФ с 2018 года реализует проект #РегионНКО, в рамках которого проходят презентации некоммерческих организаций и предпринимательского сообщества в сфере оказания социальных услуг. 19 июня на III Форуме социальных инноваций регионов подписано Соглашение о взаимодействии между Советом по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Общественной палатой РФ в рамках реализации проекта #РегионНКО («Галерея регионов»). Соглашение предусматривает создание федеральной презентационной площадки для обмена опытом и практиками по поддержке социально ориентированных НКО, их вовлечение в оказание социальных услуг, внедрение инновационных социальных технологий, содействие в распространении информации о лучших региональных практиках и их продвижении91.
Важным партнером НКО в регионах могут выступать вузы как центры экспертного знания и компетенций. Так называемая «третья миссия» университета предполагает выход из образа замкнутой корпорации и активное взаимодействие с органами власти, НКО и гражданскими активистами. Такое взаимодействие часто дает положительный результат. Вузы могут стать площадкой для повышения квалификации сотрудников НКО, а также главным ресурсом привлечения волонтеров. НКО, со своей стороны, предоставляют свою площадку для прохождения практики и стажировки студентов.
В последние годы активно развиваются образовательные программы по тематике гражданского общества и некоммерческого сектора. Если на начало 2019 года реализовывалось 43 образовательные программы по тематике НКО в 19 субъектах РФ (25 вузов), то в настоящее время их количество увеличилось до 66. Кроме того, в 24 субъектах Российской Федерации (37 вузов) реализуется 69 программ дополнительного профессионального образования92. Закон о бесплатной юридической помощи регламентирует в том числе участие вузов в бесплатной поддержке слабозащищенных категорий населения. Следует рассмотреть вопрос о проработке на законодательном уровне инструментария для внедрения такого же подхода для поддержки СО НКО и социального предпринимательства. В связи с этим можно отметить опыт Ярославской области, где формирование ресурсного центра НКО проходило на площадке регионального вуза, ресурсные центры поддержки НКО также созданы на базе Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС (ЮРИУ РАНХиГС), Курского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
#Государственная поддержка некоммерческого сектора
Последние годы отмечены ростом государственной поддержки третьего сектора. Основной формой государственной поддержки социально ориентированных НКО выступают бюджетные субсидии (гранты). В течение 2017–2018 годов Фонд президентских грантов организовал четыре конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в которых приняли участие 16 814 НКО. Всего 19 414 подали заявки на реализацию 35 184 социально значимых проектов, поддержано 6786 проектов на общую сумму 14,5 млрд руб. Количество региональных НКО составляет 87% от общего числа поданных заявок93.
В 2019 году Фонду президентских грантов из федерального бюджета выделено 8 млрд руб. на предоставление грантов НКО94. В 2019 году в фонд поступило более 27 тыс. заявок, в том числе 2443 НКО подали заявки впервые. Самым активным регионом по количеству поданных проектов, исключая Москву и Санкт-Петербург, стала Республика Башкортостан — из нее подано 386 проектов. На втором месте — Волгоградская область, из которой поступило 378 проектов, на третьем — Белгородская область, которая представила 349 инициатив. Самым популярным грантовым направлением среди участников конкурса вновь стало «Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни» — 17% проектов. На втором месте — «Сохранение исторической памяти» с 15% проектов. На третьем месте — «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» — 12%95.
Конкурсы для НКО проводят отдельные федеральные ведомства. Так, гранты Министерства просвещения РФ предоставляются в том числе с целью создания условий для раннего развития детей дошкольного возраста, реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Конкурс — часть проекта «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей», который входит в федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» и национальный проект «Образование»96. Грантовый конкурс Министерства спорта РФ предназначен для некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере физической культуры, массового спорта и спортивного резерва97. Минкультуры России предусматривает выделение 300 млн руб. ежегодно на поддержку творческих проектов НКО, направленных на укрепление гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России, популяризацию русского языка и литературы, народных промыслов и ремесел.
Финансовую поддержку НКО осуществляют также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В отдельных регионах на поддержку НКО направляются значительные ресурсы. Так, в Волгоградской области из бюджета субъекта за 2016–2018 годы выделено 900 млн руб. на поддержку некоммерческих организаций98. В Архангельской области для проектных заявок гражданских инициатив разработана единая форма, унифицированная с заявкой Фонда президентских грантов, в текущем году планируется запустить онлайн-платформу подачи заявок на региональные конкурсы грантов через сайт социально ориентированных НКО Архангельской области99. В Санкт-Петербурге с 2019 года осуществляется авансирование грантов для НКО100. В Ханты-Мансийском автономном округе с 2019 года введена единая система поддержки СО НКО, реализующих социально значимые проекты, — грант Губернатора автономного округа, созданная по аналогии с системой предоставления грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Общей тенденцией является увеличение финансирования НКО как по линии президентских грантов, так и из региональных бюджетов. При этом структура бюджетной поддержки НКО сильно отличается от региона к региону. К примеру, в Пензенской области в рамках регионального конкурса в 2018 году 74 НКО получили субсидии в размере 9,5 млн руб. При этом по линии президентских грантов региональные НКО получили субсидии на 31 млн руб. В Приморском крае на конкурс президентских грантов в 2018 году было подано 146 заявок, из них 46 получили поддержку в размере 90 млн руб. Региональные субсидии в последние годы находились в пределах 5 млн, но в 2019 году на региональный конкурс было выделено 65 млн, при этом на конкурс была подана только 81 заявка101.
В Ставропольском крае субсидии из регионального бюджета на поддержку СО НКО в 2017 и 2018 годах составили около 40 млн руб., а в 2019-м — уже около 80 млн. По линии президентских грантов в 2018 году победителями стали 14 организаций из Ставрополья, которые получили около 32 млн руб.102. В Ульяновской области среди СО НКО проводится конкурсный отбор на предоставление субсидий из средств областного бюджета, в 2018 году было выделено 12 млн руб., по линии президентских грантов региональные НКО получили около 32 млн руб.103
Иная картина — в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь в 2019 году уже оказана поддержка 115 организациям на общую сумму 131 млн руб., в т. ч. из окружного бюджета на эти цели было выделено 77 млн руб. и из муниципального бюджета — 54 млн. При этом в конкурсе президентских грантов победителями в 2018 году стали только 4 НКО с финансированием около 4 млн, хотя было подано 130 заявок104.
Во многих регионах субсидии на поддержку НКО выделяются также из муниципальных (в первую очередь городских) бюджетов. В Ульяновской области с 2015 года во всех муниципальных образованиях проходят конкурсы на предоставление субсидий СО НКО. В 2017–2018 годах общая сумма средств на проведение конкурсов составила порядка 6 млн руб. ежегодно. В администрации каждого муниципального образования Ульяновской области закреплен специалист по работе с некоммерческим сектором. В некоторых регионах учреждены специальные премии для НКО и общественных деятелей. К примеру, такая премия ежегодно вручается в Республике Татарстан, в 2018 году было вручено 5 премий от 250 тыс. до 400 тыс. руб. каждая105.
В пул победителей региональных конкурсов для НКО, как правило, входит примерно один и тот же набор организаций, т. к. общее количество активных НКО, участвующих в конкурсах, весьма невелико. Как отмечено в материалах Общественной палаты Ставропольского края, «традиционно получают государственную поддержку Ставропольский краевой совет ветеранов, группы общественных организаций, специализирующихся на борьбе с наркоманией, организации инвалидов, ряд творческих, экологических, казачьих и патриотических некоммерческих организаций»106.
В некоторых регионах привлечение НКО к оказанию соцуслуг и реализации нацпроектов проводится на системной основе. В Волгоградской области в рамках регионального проекта «Старшее поколение» при участии профильных НКО создается система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В создании СДУ в настоящее время участвуют 9 СО НКО, в т.ч. 8 СО НКО, оказывающих социальные услуги на дому, и одна СО НКО, оказывающая услуги в стационарной форме. В Волгоградской области НКО принимают участие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. НКО заключают договор с центром занятости и получают субсидии из областного бюджета на оплату труда несовершеннолетних граждан, трудоустроенных на временные работы. В январе — августе 2019 года 25 НКО трудоустроили на временные рабочие места около 500 несовершеннолетних граждан, оказана финансовая поддержка из областного бюджета в виде субсидий на оплату труда несовершеннолетних в объеме более 2 млн руб.107
Наряду с грантовыми конкурсами основной формой поддержки НКО выступает финансирование текущей деятельности организаций. Сотрудники НКО и гражданские активисты, принявшие участие в опросе в рамках форумов «Сообщество», разделились примерно поровну в ответе на вопрос, какая из этих форм поддержки должна быть приоритетной.
Какая форма государственной поддержки сектора НКО должна быть приоритетной?
Источник: Общественная палата Российской Федерации108
Внимание государства к развитию НКО, очевидно, находит отражение в изменении восприятия общего положения третьего сектора в стране. Так, подавляющее большинство участников форумов «Сообщество» (сотрудники НКО, гражданские активисты) сошлись на том, что за последние годы условия для деятельности НКО в России в целом улучшились.
За последние 5 лет условия для деятельности НКО в России:
Источник: Общественная палата Российской Федерации109
Полученный Общественной палатой Российской Федерации опыт по взаимодействию с региональными общественными палатами в ходе подготовки специального доклада, посвященного доступу СО НКО на рынок услуг в социальной сфере, навел на мысль о необходимости разработки и внедрения методики формирования рейтинга регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора. Развитию этого проекта будет посвящена работа Палаты в 2020 году. ОП РФ рассматривает данную работу не только как средство объективной диагностики качества развития некоммерческого сектора в регионах, но и как фактор «мягкой силы», который позволит влиять на политику региональных властей в части поддержки НКО.